В этом году Пасха ранняя – она выпадает на 8 апреля.
Обитель готовится к праздничному Пасхальному Богослужению. В 21-00 начинается исповедь для мирян, и храм задолго до ночной службы уже наполнился прихожанами. Пришли, желая причаститься на ночной службе, и молодые люди, и пожилые прихожане. Пришли и те, кто не находит обычно времени зайти в храм. В храме наши помощники – и даже сейчас, в последние минуты уходящего Поста, они не хотят отдыхать, а выполняют последние, самые необходимые дела.
Настало время Праздника Праздников – пришла Пасха Красная! Пасхальным красным цветом сияют облачения – впервые за столько недель, в руках у всех красные свечи. Прихожане в праздничных красных одеждах христосуются.
В темноте, освещаемой свечами, негромко, но четко, из Алтаря раздается: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Полуночную тьму пронзает торжествующий звон колоколов. Оттаяла дорожка для Крестного Хода - природа будто готовилась встречать Пасху вместе с нами. Нежное дыхание весны ощущается в воздухе, несморя на то, что вокруг дорожки - сугробы.
«Христос Воскресе!» - возглашает с амвона батюшка, и голоса верующих, как один, на весь храм подхватывают: «Воистину Воскресе!» - как будто этого возгласа они ждали не просто весь пост, а всю жизнь. Меняются песнопения службы – великопостная строгость отступает перед звенящей торжественностью стихир Пасхи:
«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
И на одном дыхании пролетает многочасовая служба. После праздничного разговения и легкого, почти незаметного отдыха, монастырь встречает Пасху ещё раз утренней поздней Литургией и праздничным детским концертом.
Наши девочки подготовили выступление с веселыми сценками, пасхальными песнями и стихами. Опять прозвучали Стихиры Пасхи, которые были дружно пропеты всеми собравшимися. После концерта маленькие зрители были готовы сами выступить со специально выученными к празднику стихами. Эти смельчали получили сладкие медали - совсем как настоящие! - а всем остальным гостям Матушка Игумения Феодосия вручила подарки.
Вечером воскресенья Матушка Игумения с сестрами привезла Благодатный огонь со службы в Покровском Храме, которую возглавил Владыка Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский. Благодатный огонь был доставлен в Саратов из Москвы, куда прибыл специальным рейсом из Иерусалима. Сестры вышли ко Святым вратам обители навстречу святыне - Благодатному огню - крестным ходом с хоругвями. В храме торжественно звучал акафист Воскресению Христову. Матушка читала акафист, а сестры и воспитанницы молились со свечами в руках, зажженными от Благодатного огня. От него были зажжены и все лампады в храме.
В Пасхальную ночь за Литургией молились 203 человека, из них - 197 причастников. В Крестном Ходе, который состоялся в начале службы, приняли участие 324 человека. За поздней Литургией молились 226 человек, из них 138 человек причастились Святых Христовых Таин. В течение дня 8 апреля монастырь посетили 425 человек.
Митрополит Антоний Сурожский. Пасхальные проповеди
Христос воскресе!
Я хочу еще и еще вместе с вами возрадоваться, что воскрес Господь!
Из всех событий жизни Господней нашему опыту доступно именно Воскресение Христово. На нем стоит вся наша вера, потому что, как говорит апостол Павел, если не воскрес Христос, то наша вера тщетна и мы – самые несчастные из людей. Ибо если не воскрес Христос, значит, Он не Тот, Кем мы Его называем, Он не Тот, Кем Себя заявлял; значит, мы верим в ложь, и та жизнь, которой мы ожидаем, та жизнь, которую мы опытно знаем в своей душе, в своем теле, в нашем церковном мире – призрак и неправда!
Однако мы знаем именно опытно, что это так – потому что мы знаем воскресшего Христа. Мы не знаем Его так, как знали Апостолы – по плоти. Мы Его не знаем в деревнях Галилеи, на дорогах Святой земли. Но духом мы знаем Его воскресшим, и, зная Его таковым, мы с уверенностью можем сказать, что Тот, Кто ныне жив – воскрес!
Сейчас мы еще осиянны этой пасхальной радостью, но дни проходят: как ее не потерять? Мы ее можем сохранить, только если не будем смотреть назад, возвращаться мыслью к этой светозарной ночи, которая перед нами открыла славу Воскресения, а идти дальше, вперед; но уже не одиноко, а с воскресшим Господом.
Вы слышали сегодня, как Христос призвал учеников вернуться в ту Галилею, где началась весна их духовной жизни, где они нашли и узнали Христа, где родилась в них жизнь. Однако мы Его находим не только в Галилее – этих глубинах нашей души, где сохраняется вся свежесть первой встречи и первой любви нашей к Господу, но и на других путях. Христос шел дневной путь с двумя учениками в Эммаус, и там Он им открылся иначе: не простым явлением Своим, но им, не узнающим Его, Он открылся в преломлении хлеба, в тайне Божественной Евхаристии и вместе – в тайне того братства, которое составляет между людьми преломление хлеба у одного стола. Он открыл им в одно мгновение, что Он, Бог и человек, сделал людей равными Себе, став человеком и вознеся их к престолу Господню плотью Своей воскресшей.
И на других путях мы встречаем Христа – не только на путях недоумений, как эти ученики, не только на путях надежды и ожидания, как одиннадцать ушедших в Галилею, но и на путях противления, на путях борения, на путях восстания нашего, как Павел нашел Христа на пути в Дамаск, когда он шел, гонитель, принести смерть и разрушения Христовым общинам рассеяния... Поэтому куда бы мы ни пошли – мы можем встретить Христа. Куда бы ни вел нас путь – будем смотреть зорко и внимательно на того, кто идет рядом с нами: это может быть Христос в тайном образе, готовый нам в братстве и простоте любви открыть величие нашего человеческого призвания. И потому не будем озираться к этой светозарной, торжественной, ликующей ночи, когда перед нами открылась правда Воскресения, – эта правда и теперь живет среди нас. Не потух тот свет, не померк, но вместо светящей ночи Пасхи сияет он теперь как Свет тихий, как тот Свет, который озаряет всякого человека, грядущего в мир. Станем идти в этом свете, станем жить этим светом, останемся детьми света, пока еще сияет свет над нашей землей, и тогда Христос никогда не удалится от нас, и Пасха будет жить в наших душах, и ликование вечной жизни будет и в плоти, и в сердце, и в уме нашем. Тогда действительно будем мы уже здесь причастниками того Царства вечной жизни, к которому мы устремлены и которое мы вдруг во всей славе видим в Страстные дни и в Светлое Христово Воскресение. Аминь.
Лондон, 1966 г.