Главное воспоминание Великого Четверга - о Тайной Вечери и установлении Господом таинства Евхаристии (греч. «Благодарение»), спасительного Святого Причастия. Иудейская пасха приходилась на вечер пятницы. Христос же, зная, что уже вот-вот, в ночь на пятницу, Он будет предан в руки мучителей, велел приготовить пасху и вкушать ее раньше, в вечер четверга.
Уже после омовения ног ученикам, преподанного Им как урок великого смирения, и фактического обличения Иуды в предательстве («тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам, предаст Меня», - тихо сказал Христос одному Иоанну (Ин. 13:26), Он в конце вечери, «взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание» (ср.: Мк. 14:22-24; Лк. 22:19-20; Мф. 26:26-28).
Помимо Тайной Вечери, в этот день Церковь вспоминает еще три события: умовение Христом ног своих учеников, молитву Христа в Гефсимании и, наконец, само предательство. После Вечери ученики пошли на гору Елеонскую. Там Христос предрек Петру его троекратное отречение, а потом сказал ученикам, показывая им, что Он, зная о грядущем Своем Воскресении, как и всякий человек, страшится мук кончины: «Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:38, Мк. 14:34). И, отойдя на большой камень, молился, говоря: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). И вот предатель Иуда пришел с отрядом воинов и множеством народа. Много раз Христос уходил не замеченным преследователями, но теперь Он Сам вышел к ним, спросив: «Кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея... И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:4). Происходит чудо: Иисуса не узнают при факелах, падают в страхе - но все должно исполниться, и Иисус вольно отдает Себя на мучения и смерть.
Божественную Литургию святителя Василия Великого в Великий Четверток совершил духовник монастыря игумен Пимен (Хеладзе), ему сослужили протоиерей Александр Кружков и диакон Дионисий Лавров. В храме на Божественной Литургии молилось 115 человек, из них 95 причастились Святых Христовых Тайн. Накануне клирики монастыря совершили вечернее богослужение (малое повечерие и утреню), за которым молилось 62 человека.
В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК.
ТЕЛО И КРОВЬ ГОСПОДА ЕСТЬ ВЕЛИКИЙ ДАР.
Радуйтесь, христиане православные, что сподобились причаститься Святых Христовых Тайн, и тем паче радуйтесь, что сподобились вы сего ныне, когда установлено самое Таинство. Ныне Господь причастил святых Апостолов и велел им установить во Святой Церкви такое же Причащение. Святые Апостолы установили. Вот мы и причащаемся Пречистого Тела и Пречистой Крови Господа во исцеление души и тела.
Радуйтесь же, сподобившись сего великого Божия вам Дара. Но радуйтесь со страхом. Говорите в себе: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Но не распускайтесь мыслями и чувствами и со всякою опасливостию храните и душу свою, и тело. Готовились ко Святым Тайнам с благоговением, но не подумайте, что уже все кончено и вам нечего более трудить себя. Нет. И теперь надобно продолжать труд. Потрудились вы, чтоб получить Дар, а теперь трудиться надо, чтоб сохранить его и спасительно пользоваться им.
Зачем, думаете вы, и на Страстной седмице установлено причащаться? Затем, между прочим, чтоб причастники помнили страдание Господа и всячески боялись причинить Ему новые страдания по принятии Его в себя в Святых Тайнах. Ведь Господь и теперь еще продолжает страдать. Только тогда страдал Он от неверных иудеев, а теперь страдает от христиан, кои по Святом Причастии не стараются жить по-христиански. Когда причащаемся, Господа в себя принимаем. Сердце наше становится храминою для Господа. Чрез говение и Покаяние храмина сия стала чиста и убрана, и Господу в ней покойно. Но если потом начнет кто думать о худом, желать худого и делать худое, то тем Господу причиняет беспокойство. Ему прискорбно будет пребывать в таком сердце, или Он будет страдать в нем.
Поясню вам это таким примером: представьте, что кто-нибудь позвал бы кого-нибудь из вас к себе и поместил в такой комнате, где сесть не на чем, в окна ветер дует, сквозь потолок течет, на полу сыро, а тут комары кусают. Быть в такой комнате было бы для вас настоящее страдание. Так и Господь страдает в причастниках, когда они, по Причащении, не хранят как следует храмину души своей, когда у них мысли, желания и чувства, дела и слова — не в порядке. Ибо, когда кто рассеивается и дает волю своим мыслям, тогда это то же, что Господа в храмине души ветер беспокоит. Когда кто о том только и думает, чтоб есть, пить и веселиться, тогда это то же, что Господу в храмине души сыро. Когда кто завидует другому, осуждает его, насмехается над ним, тогда это то же, что он Господа Самого как бы жалит и уязвляет. Когда кто непокорив, ленив и порядков должных не соблюдает, тогда это то же, что Господу в храмине души его сесть не на что. Когда кто держит худые мысли и желания, гордится, чужое себе присвоять хочет, тогда Господь в душе его, как иной в комнате от течи, места Себе не находит.
Вот видите, как и чем можно Господа, по принятии Его в себя чрез Святое Причастие, беспокоить, боль и страдание Ему причинять, и остерегайтесь того. Будьте смиренны, кротки, миролюбивы, друг друга не обижайте, всякому нуждающемуся помогайте, над другими не высьтесь и вообще ревнуйте о всякой добродетели — и Господу будет покойно в вас и радостно. За это и Он вас наградит радостию и всякое вам утешение подаст.
Тело и Кровь Господа есть великий Дар. Надо же и почтить сей Дар, как великое, любовию, благоговением и всяким себя охранением. Расскажу вам один очень поучительный случай. Один раскольник, или молокан (член псевдохристианской секты), по какой-то нужде приступил к Святым Тайнам вместе с православными христианами. Часть Святых Даров он принял, но не употребил, а спрятал ее в платок и, пришедши домой, почему-то положил в улей к пчелам — он был пчеловод. Смотрите же, что сделали пчелы. Они, хоть и неразумные твари, в этом случае оказались умнее человека. Как только увидели частицу Святых Даров, тотчас бросили свою обычную работу, перестали строить соты, а со всею заботою и скоростию начали строить приличное помещение для Святого Тела Господня: устроили малый престол, потом дискос, и на сей дискос положили святую частицу и все оградили сводом, как бы храм устроили или алтарь. Затем сели кругом в порядке и жужжали потихоньку, будто хвалу Богу воссылали и молились. Хозяин, заметив, что пчелы перестали летать, пошел посмотреть, что бы такое значило. Открыл улей и ужаснулся, видя, как пчелы отдают благоговейное чествование Телу Господа, которое он презрел. Послал поскорее за священником, раскаялся во грехе своем, причастился и стал навсегда благоговейным чтителем Христовых Тайн, раскол же, или молоканство, бросил. Вот и вы теперь приняли Пречистое Тело и Пречистую Кровь Господа. Уподобьтесь пчелам тем и всякое благоговение покажите к принятому вами Дару. Станьте, как мед и как пчелы. Мед благоухание имеет, вы же возымейте молитву; мед сладость имеет, вы же возымейте любовь между собою; мед приятный цвет имеет, вы же возымейте благообразное во всех частях поведение. Пчелы трудолюбивы, и вы полюбите труд; пчелы чисты, и вы полюбите чистоту; пчелы послушны, и вы будьте послушны, кому следует. И как те пчелы чинно уселись вокруг частицы и жужжали, так и вы установитесь мыслями вокруг Господа и молитесь Ему в нынешний паче день молитвою, какою сумеете. И Господь примет ваше к Нему обращение сердечное и благословит вас.
Вот, я сказал вам, как можете вы Господа, вами принятого, обеспокоить и страдать заставить и как можете Его упокоить и усладить. Избегайте первого и попекитесь о последнем. Если успокоите так Господа — и Он успокоит вас и всякое вам дарование подаст и успех в делах ваших. Аминь.
Святитель Феофан Затворник