Пятидесятница, или пятидесятидневное ее продолжение, начинается и оканчивается семидневным празднеством, которое в начале называется седмицею, или неделею, Пасхи, а в конце — седмицею, или неделею, Пятидесятницы.
День Пятидесятницы был праздником в Церкви ветхозаветной. Возвеселишися пред Господем Богом твоим, — сказано в законе, — ты и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, иже во градех твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас, на месте, идеже изберет Господь Бог твой призывати имя Его тамо (Втор. 16,11). Ветхозаветная Церковь совершала праздник Пятидесятницы по истечении семи седмиц — в 50-й день от Пасхи своей, и потому назывался он в Ветхом Завете праздником седмиц (Втор. 16, 9—10), — праздновала в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (см.: Чис. 28,26) и новой жатвы (см.: Исх. 23,16), в память Синайского законоположения и торжественного вступления Бога в завет со всем народом избранным.
Праздник ветхозаветной Пятидесятницы в память Синайского законоположения был предпразднством и прообразованием новозаветной Пятидесятницы и Сионского законоположения. Еще пророк Исайя предсказал, что из Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2, 3), и пророк Иоиль предвозвестил: излию от Духа Моего на всяку плоть, и будет в горе Сионе и во Иерусалиме спасаемый (ср.: Иоил. 2, 28, 32). Пред Своими Страданиями и Смертию Господь Сам обещал апостолам, скорбевшим об отшествии Его, послать вместо Себя иного Утешителя, Духа истины, Который наставит их на всяку истину (Ин. 16, 13). По Воскресении Своем Господь, предызображая излияние Святого Духа, дуну на учеников Своих и глагола им: пришлите Дух Свят (Ин. 20, 22). Пред Вознесением на небо Спаситель снова предвозвестил апостолам, что не по мнозех сих днех имеют креститься Духом Святым (Деян. 1,5).
В день новозаветной Пятидесятницы, в 50-й день после исшествия Своего из гроба и в десятый по Вознесении Своем, Господь, восседший одесную Бога Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов.
Церковь и святые отцы, созерцая событие чудесного сошествия Святого Духа, на основании Писания поучительно изъясняют это событие. Дух Святой называется Утешителем (Ин. 14,16), потому что Он способствует нам в немощах наших: Сам ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (ср.: Рим. 8,26). «Дух Святой, — говорит Григорий Богослов, — действовал, во-первых, в ангельских и небесных Силах; их совершенство, озарение и неподвижность ко злу — от Святого Духа. Потом действовал в отцах и пророках. После сего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена: прежде Страдания Христова — неявно (см.: Мф. 10, 1,20), по Воскресении Его — явственнее (см.: Ин. 20,22) и в день Пятидесятницы — существенно».
Сошествие Святого Духа совершилось в великий праздник, чтобы сие чудесное событие сделалось известно многим, — в Пятидесятницу, когда древле и закон Богоотворенный дан был народу Божию; ибо в 50-й же день подобало излиться и Духу благодати, потому что Иисус Христос пожрен был во дни ветхозаконной Пасхи. Там гора Синай — здесь горница; там огнь — здесь огненные языки. Вместо мрака и громов синайских здесь с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, дабы явно было, что один и тот же есть Дух Святой, тогда и ныне законополагающий, освящающий и совершающий. Сошествие Духа Святого было в виде языков в ознаменование живого и действенного слова, которым апостолы имели научить и обратить ко Христу вся языцы. В виде огненных язык — в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал Предтеча (Мф. 3, 11), и освящения учеников Христовых. По гласу Церкви, сошествие Святого Духа есть решительное очищение грехов.
А святой Григорий Двоеслов беседует: «Когда извне явились огненные языки, тогда внутри начали пламенеть сердца искреннею любовию к Богу». В виде языков огненных и разделяемых — по причине разных дарований Святого Духа. Как древле Бог, смесив языки, разделил и рассеял говоривших одним языком, так ныне разделил языки и послал апостолов во весь мир, дабы рассеянных людей по всей вселенной собрать во Едину Святую Церковь. В виде языков седших — в означение почивания Святого Духа во Святых. Древле «языки смесились за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Богове-дения». «Надобно было, — говорит Григорий Нисский, — чтобы народы, рассеянные при вещественном столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви». В виде язык, седших на главы апостолов, — в освящение главного и владычествующего члена тела и самого ума, силою которого говорит язык, или как бы во образ рукоположения пастырей Церкви. Благословенный Дух, почив на апостолах в виде огненных языков, утвердил в памяти их спасительные для человеков изречения Христа.
Сошествие Святого Духа на апостолов есть совершение Нового, вечного Завета с человеками, о котором предсказал пророк Иеремия: се, дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет новый. Сей завет, егоже завещаю, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их (ср.: Иер. 31,31, 33—34; Евр. 8, 8,10—11). Дух Святой, сшедший на апостолов, Дух истины (Ин. 16, 13), Дух премудрости и откровения (Еф. 1, 17) начертал вместо Синайского новый Сионский закон, о котором предсказал пророк Исайя (2,3), не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3). Место закона Синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (см.: Рим. 5, 16—21).
«Святую Пятидесятницу прияхом от еврейских книг, — говорит Синаксарь на этот праздник. — Яко же бо они Пятидесятницу празднуют, почитающе седьмое число, и зане по Пасце пятьдесять дний прешедше, закон прияша: тако и мы по Пасце пятьдесять дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго, и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго». «Иже древле, — поет Церковь, — закон начертавый Моисею, Новаго Завета веления и закон Благодати излагает ясно, во апостольских сердцах написав». Блаженный Иероним пишет: «Законоположение Синайское и Сионское было в 50-й день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора — на Сионе сотрясся дом апостолов. Там среди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный — здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну. Там звук трубный возгремел слова закона — здесь труба Евангельская возгласила устами апостолов». Таким образом, день Пятидесятницы, бывший древле ежегодным воспоминанием дарования закона Божия на горе Синае, и для христиан сделался ежегодным праздником торжественного открытия данной святым апостолам власти учить, священнодействовать и управлять. В 50-й день по Воскресении Христа Господа апостолы приняли Божественную силу Святого Духа и для всей вселенной соделались свидетелями Иисуса Христа (Деян. 1,8).
Как и во всех православных храмах, в монастыре празднику Пятидесятницы предшествовала заупокойная служба Троицкой родительской субботы. "Святая Церковь, возсылая молитвы в Пятидесятницу, молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как "Святым Духом всяка душа живится" (слово архимандрита Кирилла (Павлова)). На панихиде в субботу было освящено коливо.
Множество прихожан молились в монастырском храме в самый день Троицы, более двухсот человек причастились Святых Христовых Тайн. Как всегда в праздничные и воскресные службы в храме было много детей. По окончании богослужения было освящено коливо.