12 – 14 июня шесть сестер в составе большой группы саратовских паломников совершили поездку по монастырям России, посетив Дивеево, Муром, Санаксары, Наровчат.
12 июня большую часть дня мы провели в дороге, добравшись до Дивеева к вечеру. Обитель батюшки Серафима встретила нас великолепием храмов, цветников, мозаик и фонтанов.
Мы приложились к раке со святыми мощами преподобного батюшки Серафима, к иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» и остались до конца вечерней службы в храме. После службы мы прошли Канавку нашей небольшой саратовской группой сестер, т.к. общий Крестный ход с Дивеевскими сестрами прошел по Канавке в воскресенье днем.
Утро следующего дня началось с ранней Литургии в Троицком соборе, где покоятся мощи прп. Серафима Саровского. Причастившись Святых Христовых Тайн, мы сразу же выехали вместе со всей большой саратовской группой в Муром.
Дорога в Муром заняла примерно три часа, и всю дорогу мы любовались прекрасными цветущими полянами по обеим сторонам дороги.
В Муроме мы остановились между двух монастырей в буквальном смысле слова: автобус встал на узкой улице, одна сторона которой были стены мужского Свято-Благовещенского мужского монастыря, а другая - Свято-Троицкого женского монастыря.
Экскурсия началась с посещения Свято-Благовещенского мужского монастыря, где находятся мощи святых просветителей города Мурома благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора. Благовещенский собор монастыря сохранялся как действующая церковь всё свое время существования начиная с 1555 г. Лишь в советское лихолетье чуть больше года собор простоял закрытым. В подклети собора были сохраняемы святыни Дивеевской обители, вывезенные игумений Александрой (Траковской). Именно туда приходили помолиться, приложиться к святыням верующие люди в страшное время, когда все храмы были закрыты.
В Благовещенском соборе монастыря находятся почитаемые иконы Божьей Матери «Козельщанская» и «Иверская». Здесь сохранился древнейший иконостас, установленный в 1797 г. Иконостас состоит из шести ярусов, выполнен в стиле барокко, дорого украшен резьбой с растительными мотивами, на нем расположены старейшие иконы: «Благовещение, «Святая Троица», «Муромские святые на фоне панорамы города».
У входа в Благовещенский мужской монастырь установлен памятник блгвв. кнн. Петру и Февронии, которые известны как покровители семьи. В конце жизни они приняли монашество и были позже причислены к лику святых.
Честные их мощи почивают в другом монастыре Мурома – Свято-Троицком женском монастыре, куда мы и направились. Приложившись к святыне, побыв на молебне с акафистом, мы отправились в село Лазарево, где в храме Архангела Михаила почивают мощи другой святой покровительницы семьи – св. прав. Иулиании Лазаревской.
Дальнейшая часть нашего маршрута проходила по местам, связанным с именем другого святого, известного всем с детских лет – прп. Ильи Муромца. Ему посвящен храм на городском кладбище, частица мощей его в искусно вырезанной деревянной раке пребывает в Спасо-Преображенском монастыре, в церкви Покрова Богородицы. Спасский монастырь запомнился нам и другой святыней – иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая является точным списком чудотворного образа, хранящегося в монастыре Дохиар на Святой Горе Афон. Спасский монастырь поражает своей ухоженностью и красотой, его украшают 7 храмов и 7 часовен. Посетили мы также и звонницу, где пробовали звонить в монастырские била.
Источник прп. Ильи Муромца располагается в основании крутого холма на берегу Оки, на вершине которого установлен поклонный крест. Источник оборудован купальней и самый отважные из нашей группы не опустили возможности окунуться в источник богатыря Ильи Муромца, дабы получить «силу богатырскую».
На этом наше знакомство с Муромом завершилось, мы направились в сторону Дивеева, чтобы посетить источник батюшки Серафима в поселке Цыгановка. Это самый известный Дивеевский источник и в нем купались все.
Завершением этого дня паломничества стал Крестный ход по Канавке вместе с сестрами Дивеевской обители.
Последний день в Дивеево начался очень рано, в начале четвертого, потому что нам хотелось полюбоваться Дивеевским монастырем так, чтобы не было вокруг заполняющей всё толпы паломников.
Перед отъездом из гостеприимной Дивеевской обители нам удалось еще раз подойти к раке батюшки Серафима и чудотворному образу «Умиление». Приложившись к святыням, мы отправились в обратный путь в Саратов.
Первой святой обителью, посещенной на обратном пути стал Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Монастырь известен как место, в котором покоятся мощи двух подвижников рода Ушаковых – преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова) и адмирала русского флота праведного Феодора Ушакова, а также мощи преподобноисповедника Александра Санаксарского. Посетили мы и братское монастырское кладбище, на котором установлена часовня-усыпальница духовника обители схиигумена Иеронима (Верендякина).
Далее наш маршрут лежал в Наровчат. Сперва мы заехали в Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Там, конечно, мы пошли в пещеры Саранской горы, где когда-то были монашеские кельи, а сейчас восстановлен пещерный храм и весь пещерный комплекс на втором и третьем уровнях. У подножия горы возведен храм Печерской Божьей Матери, а также часовня с купальней прпп. Антония и Феодосия Печерских.
Последним пунктом нашего паломничества стал Троице-Сканов женский монастырь, который расположен в двух километрах от пещер Саранской горы. В храме монастыря находится Трубчевская икона Пресвятой Богородицы. Приложившись к святыне и посетив монастырскую трапезу мы отправились домой, в Саратов.