В воскресенье, предшествующее Пасхе, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Об этом радостном событии, происшедшем всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя, повествуют все четверо евангелистов. После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи для празднования ее направился в Иерусалим. Господь послал Своих учеников, чтобы они привели ослицу и молодого осла, владельцы которых были таинственно извещены о надобности отдать животных.
О встрече Господа еще задолго возвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле – сыне подъяремной» (Зах. 9:9). И вот одни горожане по дороге постилали Ему свои одежды, а другие устилали дорогу ветвями финиковых пальм – ваиями («ваиа» у евреев называется распускающаяся – оживающая – ветвь), которыми, по древней традиции, устилают дорогу царям-победителям.
Накануне вечером совершалось праздничное всенощное бдение. Храм был полон молящихся, которые по традиции стояли с букетиками вербы. В самый день праздника множество прихожан причастились Святых Христовых Тайн. По окончании богослужения было освящено коливо.
Слово пастыря
Христос Спаситель, сидящий на Херувимах, не устыдился воссесть на осла, как на трон, исполняя древний пророческий глас: «Ликуй от радости, дщерь Сиона… се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9; Мф. 21:5). Придите и будем подражать исшедшим в сретение Господу, не одежды и ветви распростирая по пути Его, но, насколько возможно, сами смиренным духом и правым сердцем, приемля в себя грядущее Слово, вмещая в себе нигде не вместимого Бога… Он добровольно избрал смерть за людей – по избытку человеколюбия Он стал человеком, чтобы спасти человека. Итак, последуем смирению Христову, обнимем нищету, чтобы обогатиться; вкусим Креста (Господня), чтобы наследовать сладость жизни. Расстелем у ног Господа вместо одежд желания сердца, чтобы Он был весь в нас и явил всех нас в Себе и всего Себя в нас… Он страдал не за Себя Самого, но давая нам образ и показывая предел мужества и смирения, чтобы мы не падали духом, когда приемлем скорбь.
Святитель Андрей, архиепископ Критский.