Завершением Крестопоклонной седмицы стала последняя в этом Великом посту родительская суббота. Накануне, вечером пятницы была совершена заупокойная поминальная служба на которой пелась 17 кафизма и заупокойный канон.
В субботу утром совершалась Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста, по окончании которой была совершена панихида и освящено коливо.
Уже вторую субботу в обители совершается соборование прихожан, поэтому многие стараются исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн перед таинством Соборования.
Слово пастыря
Святая Церковь свидетельствует, что усопшие отнюдь не остаются безучастными, равнодушными к нашим земным молитвенным трудам. Особенно, если эти немощные человеческие молитвы соединяются со всемощной, в отношении наших усопших, всего видимого и невидимого мира, молитвой Церкви, молитвой, которая воскуряется здесь, на земле, восходя на Небо во время совершения Божественной Литургии. Усопшие готовы поделиться с нами тем сокровищем, тем богатством, которым они обладают ныне, по вере и человеколюбию нашего Спасителя.
Действительно, угодившие Богу православные христиане, завершая свою земную жизнь, худшее меняют на лучшее, страдание меняют на предначатие нескончаемого блаженства, существо которого - в единении с Источником блаженства, всесвятым, вечным Богом, создавшим мир и введшим в этот мир нас, грешных, дабы сделать нас причастниками той полноты, которую Он имеет Сам в Себе, почему и именуется Всеблаженным.
Здесь, на земле, многие люди много ошибаются в поисках счастья и блаженства, часто достигая сугубых бедствий, вкушая скорби именно потому, что полагают свое бытие вне Христа, вне угождения Творцу, вне верности вечному нравственному закону, который Самим Господом начертан в наших сердцах. Но если христианин прожил жизнь достойно, с покаянием и любовью к Богу, то, восполняя немощь человеческую, Господь Бог силою Духа Святого усовершает душу человека и преселяет ее в светлые обители, где она находится в предвкушении сугубой радости, когда, облекшись в воскрешенное тело, она будет приглашена в Царство Божие, дабы лицезреть Самого Христа Воскресшего, составляя с ним единую Церковь. Когда мы усердно поминаем наши благочестивых сродников, нашим сердцам передается в отзвуках, в начатках та радость, тот покой, тот мир и та отрада, которые объемлют их существо.
Здесь, на земле, человеку свойственно обуреваться страхами и тревогой, страдать от уныния и печали. Здесь нам досаждают страсти, живущие внутри нас самих и еще не изжитые нашим подвижническим трудом. Мы не имеем покоя от диавола, который неусыпно старается вредить христианам, желая отдалить их от благодати Божией. Часто и ближние не могут найти с нами общего языка, по самости и самоутверждению, составляющим, к сожалению, темные пятна нашей души. Нет покоя, нет отрады вне Христа Спасителя!
Но едва лишь мы входим в дом Божий, едва лишь осеняем себя крестом, раскрываем сердце в молитве, глубоко каясь в своих несовершенствах, молимся об упокоении усопших, - они тотчас отзываются на наши сердечные воздыхания и молятся за нас. Наше сердце вкушает тогда начатки того покоя и мира, к которым стремится всякая душа и которые она именует счастьем и блаженством. Вот почему Церковь нарочито ввела родительские дни, дабы, осиянные благодатию Божией, несколько умиротворенные примиренные друг с другом и с собственной совестью, а главное, с Богом, мы хранили этот мир, этот покой, не позволяя никаким искушениям, никаким соблазнами вновь овладевать нами.
Протоиерей Артемий Владимиров