Главная
Понедельник, 12 Февраль 2024 14:36

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого

12 февраля Православная Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Три святителя, разные как личности, но единые по благодати Божией, распространили по всей земле свет истинной веры и заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах.

«Избраннии светильницы Церкви Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, ученьми вашими мир просветившии и вся шатания ересей и хульных смущения угасившии; яко ходатаи спасения нашего суще, молитвами вашими сохраните ны от всяких бед и вечных мук, да с радостию благодаряще вопием вам: Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие» (Акафист трем Святителям, Кондак 1).

Всенощное бдение трёх святителей и Божественную литургию в монастыре совершил иерей Вадим (Козлов).

На Крестовоздвиженском подворье монастыря всенощное бдение и Божественную литургию в праздник Собора вселенских учителей и святителей совершил иерей Александр Мурылёв.

 

 

К ИСТОРИИ ПОЧИТАНИЯ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИХ ПРАЗДНИКА

Икона Трёх святителей30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день образования и просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование — многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур – гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)».

Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий – величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования – возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) – боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни скорее, нежели догматиста; Златоуст – золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного. Жизнь и творения Трех Святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01.

Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания.

По материалам статьи Александра Никифорова
http://www.pravoslavie.ru/

Просмотров: 89  

ЖИЗНЬ  МОНАСТЫРЯ

  • dyn mod 08 30 2019 701
  • 04 30 2023dynmod 707
  • 05 05 2024dynmod 402
  • 05 02 2024dynmod 105
  • 05 05 2024dynmod 702
  • 05 05 2024dynmod 722
  • 04 05 2024dynmod 203
  • 03 25 2024dynmod 811
  • 05 05 2024dynmod 720
  • 08 04 2022dynmod 705
  • 04 15 2023dynmod 603
  • 04 28 2024dynmod 922
  • 04 30 2023dynmod 702
  • 05 09 2024dynmod 701
  • 03 25 2024dynmod 806
  • 12 10 2023dynmod 204
  • 05 02 2024dynmod 107
  • 06 02 2022dynmod 313
  • 04 21 2024dynmod 713
  • 05 05 2024dynmod 712
  • 04 28 2024dynmod 924
  • 09 21 2023dynmod 504
  • 05 02 2024dynmod 106
  • 05 05 2024dynmod 717
  • 04 28 2024dynmod 906
  • 05 05 2024dynmod 711
  • 05 05 2024dynmod 709
  • 03 09 2024dynmod 206
  • 04 28 2024dynmod 908
  • 04 21 2024dynmod 702
  • 05 05 2024dynmod 703
  • 05 05 2024dynmod 713
  • 05 02 2024dynmod 104
  • 05 09 2024dynmod 703
  • 04 21 2024dynmod 703
  • 04 05 2024dynmod 100
  • 04 07 2024dynmod 310
  • 05 05 2024dynmod 708
  • 03 27 2024dynmod 803
  • 05 05 2024dynmod 707
  • 05 05 2024dynmod 716
  • 05 05 2024dynmod 704
  • 04 28 2024dynmod 930
  • 05 05 2024dynmod 721
  • 05 05 2024dynmod 706
  • 05 09 2024dynmod 702
  • 04 28 2024dynmod 905
  • 04 28 2024dynmod 913
  • 05 05 2024dynmod 705
  • 05 05 2024dynmod 724
  • 05 05 2024dynmod 726
  • 05 05 2024dynmod 719
 
allistshapka4

Братья и сестры!


С 13 мая в монастыре
возобновляется обычный
порядок богослужений.

Согласно
расписанию богослужений,

все молебны
совершаются
в 13-00.

Молебны

Панихида
совершается

каждый день,
кроме воскресенья,
после Литургии.

line


КРЕЩЕНИЕ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

совершается в субботу
и в воскресенье.

Крестные
и родители ребенка
должны пройти

огласительные беседы

в субботу
и в воскресенье
в 13-00

 

allistfoot

citPatr 2020

Календарь

Пожертвование на нужды монастыря

 

S5 Box

Патриархия  Православие и современность